Динамическая обработка звукового сигнала
Параметры динамической обработки
В Adobe Audition основными средствами работы с уровнями фонограммы явля-
ются инструменты динамической обработки.
Инструменты динамической обработки сигналов применяются либо для эстети-
ческого оформления записи, либо для повышения качества звука фонограммы. Во-
прос качества может быть актуален, например, в случае получения исходного сигна-
ла по коммуникационному тракту, динамический диапазон которого ограничен.
Динамический диапазон устройств передачи и воспроизведения звука — напри-
мер, усилителя, микрофона, компакт-диска — может быть существенно ограничен. В
то же время динамический диапазон реальных сигналов, как правило, гораздо выше.
Например, для симфонического оркестра он может составлять до 120 дБ, а для ком-
пакт-диска реальное значение этого параметра составляет около 75 дБ. Напомним,
что теоретические вопросы, связанные с динамическим диапазоном и компрессией,
уже были рассмотрены в главе № 1.
Необходимость применения устройств динамической обработки звука может
быть мотивирована также необходимостью принятия мер для борьбы с мешающими
сигналами — шумом в паузе, посторонними сигналами в микрофоне, фоном и шипе-
нием от гитарных приставок и т.п.
Все программные инструменты динамической обработки делятся на два класса —
по характеру взаимосвязи их коэффициента усиления и уровня входного сигнала. Ес-
ли при увеличении уровня входного сигнала коэффициент передачи фильтра умень-
шается, то речь идет о компрессоре или его разновидностях. Если же при увеличении
входного сигнала коэффициент передачи фильтра также увеличивается, то это —
экспандер. Принцип действия данных программных инструментов заключается в
анализе уровня входящего аудиосигнала и изменении уровня выходного сигнала по
некоторому закону.
Ниже рассмотрены основные параметры устройств динамической обработки зву-
ка.
Передаточная характеристика. Представляет собой зависимость между требуе-
мым выходным и входным уровнями звука. В соответствии со своей передаточной
характеристикой устройство динамической обработки определяет тот коэффициент
усиления, который нужно применить к входному сигналу в каждый момент времени.
Динамическая характеристика. Определяет такие параметры, как время сраба-
тывания (Attack) и время восстановления (Release).
На рис. 6.32 представлены примеры передаточной и динамической характеристик
для компрессора.
Форма передаточной функции компрессора свидетельствует о том, что выходной
сигнал будет равен входному до достижения амплитудой сигнала точки порога сра-
батывания компрессора (Threshold). Перелом в передаточной характеристике ком-
прессора называется точкой перегиба (Knee). Начиная с этой точки выходной сигнал
компрессора увеличивается в меньшей степени, чем входной, т.е. осуществляется
уровень по сравнению с входным. Такие устройства, как отмечалось в главе 1, назы-
ваются экспандерами; они расширяют динамический диапазон.
Иногда передаточная характеристика сглаживается, чтобы в ней не было острых
углов. Этот режим называется мягким порогом (Soft knee или Soft threshold). Ком-
прессор с мягким порогом начинает немного уменьшать уровень сигнала еще до дос-
тижения им величины порога срабатывания.
Работу устройства динамической обработки можно описать следующей схемой.
Устройство следит за входным уровнем и в соответствии с ним регулирует выходной
уровень, т.е. применяет к входному сигналу некоторую амплитудную огибающую
(коэффициент усиления), меняющуюся со временем.
Степень сглаживания амплитудной огибающей в устройствах динамической об-
работки определяют два параметра — время атаки и время восстановления (см. рис.
6.32). Они определяют скорость реакции устройства на изменение входного уровня.
Время атаки (срабатывания) (Attack) — это промежуток времени между момен-
том, когда от источника подается скачок сигнала с уровнем, который на 6 дБ выше
исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения, которое на 2
дБ выше прежнего установившегося значения выходного сигнала. Таким образом,
время атаки показывает, за какое время устройство реагирует на превышение порога
срабатывания,
Время восстановления (Release) — это промежуток времени между моментом,
когда уровень сигнала источника уменьшается на 6 дБ от исходного, и моментом, ко-
гда выходной уровень достигает значения, которое на 2 дБ ниже его прежнего уста-
новившегося значения. Следовательно, время восстановления соответствует скоро-
сти реакции устройства на возвращение входного уровня под порог срабатывания.
Время атаки и время восстановления измеряются в миллисекундах и могут ме-
няться в широких пределах для различных фильтров динамической обработки и в за-
висимости от конкретных задач.
Программные инструменты динамической обработки
Кроме рассмотренных выше инструментов — компрессора, экспандера и лимите-
ра, — существуют и другие инструменты динамической обработки. Некоторые из
них рассмотрены ниже.
Лимитер. Этот инструмент был упомянут как один из частных случаев
компрессора.
Лимитирование отличается от компрессирования, прежде всего, степенью ком-
прессии. При лимитировании параметр Ratio равен бесконечности. При этом, неза-
висимо от приращения входного сигнала, уровень сигнала на его выходе увели-
чиваться не будет.
RMS-компрессор. Это еще одна из разновидностей компрессоров. Данный тип
компрессора должен реагировать на эффективное, действующее значение сигнала.
RM5 (Root Mean Square) — среднеквадратическое (эффективное) значение сигнала.
RMS-компрессор реагирует на мощность звукового сигнала, а не на мгновенные
значения его амплитуды, как обычный компрессор. Цепи управления компрессоров
этого типа построены таким образом, что длительный сигнал небольшой амплитуды
С помощью параметров настройки в этом диалоговом окне можно реализовать
любой вариант динамической обработки сигнала — компрессор, гейт, экспандер,
лимитер. де-эссер и т.д. Причем вид обработки и значения параметров можно зада-
вать как графически, так и в числовом виде.
Вкладки диалогового окна Dynamics Processing имеют следующее назначение.
■ Graphic. Изменение характера и значений параметров динамической обра-
ботки с помощью графических средств.
■ Traditional. То же, что и вкладка Graphic, но задание значений параметров
выполняется традиционным (числовым) способом.
■ Attack/Release. Выбор параметров, влияющих на поведение динамической
кривой обработки.
■ Band Limiting. Выбор обрабатываемого частотного диапазона.
Ниже рассмотрены параметры настройки, присутствующие на вкладках диалого-
вого окна Dynamic Processing.
На вкладке Graphic содержится координатное поле, в котором формируются кри-
вые графиков передаточной характеристики. По горизонтали отложены значения
уровня входного сигнала (в децибелах), а по вертикали — выходного сигнала (также
в децибелах). Таким образом, график показывает, какой уровень выходного (обрабо-
танного) сигнала соответствует некоторому заданному уровню входного (необрабо-
танного) сигнала.
Если график представляет собой прямую линию; проходящую из нижнего левого
угла рабочего поля (координата -100; -100) в его верхний правый угол (координата 0;
0), значит, динамической обработки сигнала нет. Каков уровень' входного сигнала,
таков и уровень выходного сигнала.
Подведя к графику указатель мыши и щелкнув левой кнопкой мыши, можно соз-
дать узел точки перегиба графика. Не отпуская кнопку мыши, перемещайте указатель
мыши, при этом точные координаты узла будут отображаться под координатным по-
лем. Отпустив кнопку мыши, вы тем самым зафиксируете положение узла, а пара-
метры динамической обработки, соответствующие созданному графику, появятся в
информационном поле, находящемся под координатным полем.
В информационном поле Summary отображаются значения параметров всех то-
чек перегиба. Каждая точка описывается двумя строками следующего содержания.
В начале первой строки приводится вид динамической обработки — compress или
expand, далее следует значение степени преобразования динамического диапазона, а
в конце строки — диапазон значений уровня входного сигнала, в котором произво-
дится обработка.
Во второй строке указывается прирост компенсации изменения уровня сигнала
при обработке эффектом Compensation Gain.
Если на узловой точке графика щелкнуть правой кнопки мыши, откроется диало-
говое окно Edit Point, в котором можно задать точные числовые координаты для
данного узла на кривой передаточной характеристики. Для этого предназначены поля
параметров Input Signal Level (координата точки на горизонтальной оси) и Output
Signal Level (значение уровня выходного сигнала).
267
Допустимый диапазон значений координат в диалоговом окне Edit
Point меньше нуля. Если вы ошибетесь и забудете ввести знак (минус),
то недопустимое значение будет заменено нулем. Чтобы точка перегиба
была удалена с графика, просто ничего не вводите в эти поля.
Кнопка Invert вкладки Graphic позволяет инвертировать график, заменив его
точной противоположностью исходного. Таким образом, вместо компрессии будет
происходить экснандирование.
Инвертировать график можно только в том случае, когда он проходит
через две угловые точки с координатами (-100; -100) и (0; 0) и каждый
узел расположен выше по сравнению со своим ближайшим соседом
слева.
Если установлен флажок Splines, то ломаные линии графика заменяются его
сплайн-аппроксимацией. При этом координаты самих точек перегиба не изменяются
— меняются лишь вид графика, а также фактическая зависимость выходной вели-
чины от входной.
Кнопка Reset позволяет вернуть график в состояние, задаваемое по умолчанию
(превращает его в прямую линию, а все промежуточные узлы уничтожаются).
Для сохранения построенной в координатном поле кривой передаточной харак-
теристики в новом пресете щелкните на кнопке Save a new preset. Для удаления вы-
бранного пресета из списка предназначена кнопка Delete this preset.
На вкладке Traditional диалогового окна Dynamic Processing содержится та же
информация о преобразованиях динамического диапазона, что и на вкладке Graphic,
но она выражена в числовой, а не графической форме.
На этой вкладке имеется переключатель Section на шесть положений, каждое из
которых соответствует одной точке перегиба графика. Однако таких точек может
быть и больше шести.
Справа от каждого переключателя расположен раскрывающийся список, в кото-
ром отображается характер преобразования динамического диапазона на участке
графика, расположенном выше соответствующей точки. Содержимое этого списка
можно редактировать, выбирая один из трех видов преобразования динамического
диапазона: Expand, Compress и Flat.
В полях столбца Ratio представлены значения степени компрессии динамическо-
го диапазона. Их можно изменять с помощью графических элементов настройки па-
раметров. В полях столбца Thresholds можно выставить значения порогов срабаты-
вания. В поле Output Gain можно задать значение коэффициента усиления выходного
сигнала, чтобы компенсировать изменение уровня сигнала при его обработке эффек-
том.
В информационном поле Summary отображаются значения параметров всех точек
перегиба, аналогично вкладке Graphic.
Вкладка Attack/Release диалогового окна Dynamic Processing предназначена для
установки параметров усилительного и детекторного каналов программного фильтра
динамической обработки.
В группе Gain Processor содержатся следующие элементы управления.
■ Флажок Joint Channels. Позволяет совместно обрабатывать оба канала.
268
■ Остальные поля параметров имеют следующее назначение.
§ Output Gain <...> dB. Коэффициент усиления на выходе.
§ Attack Time <...> ms. Время атаки выходного сигнала.
§ Release Time <...> ms. Время восстановления выходного сигнала.
В группе Level Detector содержатся следующие параметры.
■ Input Gain <...> dB. Коэффициент усиления на входе детектора уровня..
■ Attack Time <...> ms. Время атаки входного сигнала.
■ Release Time <...> ms. Время восстановления входного сигнала.
■ Переключатель с двумя положениями, Peak и RMS. Позволяет выбрать тип
амплитудного детектора — пиковый или среднеквадратический.
В группе General Settings содержатся следующие параметры.
■ Lookahead Time <...> ms. Задает временной интервал, обеспечивающий
опережение появления резкого перепада уровня сигнала при включении
устройства динамической обработки.
■ Noise Gating. Включает режим полного удаления шума, уровень которого
ниже определенного порога.
Вкладка Band Limiting диалогового окна Dynamic Processing позволяет задать
нижнюю (Low Cutoff) и верхнюю (High Cutoff) граничные частоты диапазона, в ко-
тором выполняются операции. С помощью этих параметров можно подвергнуть ди-
намической обработке не весь сигнал в целом, а только его отдельные спектральные
составляющие.
В списке стандартных установок Effect Preset диалогового окна Dynamic Proces-
sing присутствует большое количество стандартных вариантов для различных типов
динамической обработки. Рассмотрим некоторые из них.
■ 3:1 Expander < 10 dB. Расширение динамического диапазона сигналов с
уровнем ниже -10 дБ (степень экспандирования — 3:1).
■ De-EsserHard. Подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с уров-
нем выше -35 дБ (степень компрессии — 2,99:1) в диапазоне частот 4-12
кГц.
■ De-Esser Light. Подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с
уровнем выше -24 дБ (степень компрессии — 1,5:1) в диапазоне частот 4-12
кГц.
■ De-Esser Medium. Подавление свистящих звуков в диапазоне частот 4-12
кГц.
■ Noise Gate @ 10 dB. Реализуется метод динамической обработки сигнала
типа "шумовые ворота". Устанавливаются следующие параметры: компрес-
сия сигналов с уровнем меньше -19,6 дБ (степень компрессии — 18,7:1);
расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от -19,6 до -10
дБ (степень экспандирования — 8,93:1).
■ Noise Gate @ 20 dB. Реализуется метод динамической обработки сигнала
типа "шумовые ворота". Устанавливаются следующие параметры: компрес-
сия сигналов с уровнем меньше -30,8 дБ (степень компрессии — 18,7:1);
расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от -30,8 до -20
269
дБ (степень экспандирования— 7,06:1). Подходит для обработки фоно-
грамм с уровнем шума, менее высоким, чем в предыдущем случае.
■ Compander. Это специальный вариант динамической обработки. Устанав-
ливаются следующие параметры: полное подавление сигналов с уровнем
меньше -71,9 дБ (пороговый ограничитель); компрессия сигналов с уровнем
от -40 до -9 дБ (степень компрессии — 1,1:1); компрессия сигналов с уров-
нем ниже -9 дБ (степень компрессии — 3,75:1); расширение сигнала ниже
уровня -40 дБ (степень экспандирования — 2:1). Подобная обработка по-
зволяет улучшить качество сигналов, записанных с микрофона в условиях
студии с недостаточной звукоизоляцией.
■ Smooth Vocal.. Динамическая обработка голоса вокалиста. Устанавливают-
ся следующие параметры: компрессия сигналов с уровнем от -100 до -20 дБ
(степень компрессии— 2:1). Этот вариант предназначен для обработки зву-
ка, записанного в хороших студиях. Позволяет сгладить случайные перепа-
ды уровней, обусловленные, например, изменением расстояния от микро-
фона до рта певца.
■ Vocal Limiter. Компрессия динамического диапазона сигналов с уровнем
выше 8 дБ (степень сжатия — 6,15:1). Вариант подходит для обработки за-
писей, выполненных в хорошей студии с низким уровнем шума. В резуль-
тате улучшаются выразительность голоса и разборчивость нюансов в тихих
местах партии. Полностью устраняется различие уровней в громких местах
партии.
Нормализация участков волновой формы
Ограничитель Hard Limiting позволяет уменьшать амплитуду звуковых колеба-
ний до заданного уровня. Такое уменьшение возможно в случае превышения ампли-
тудой некоторого порога, ниже которого амплитуда всех звуковых выборок не изме-
няется. Доступ к инструменту осуществляется с помощью команды меню
Effects è Amplitude and Compression è Hard Limiting, в результате чего открыва-
ется диалоговое окно Hard Limiting, показанное на рис. 6.35.
С помощью инструмента Hard Limiting можно воздействовать именно на клип-
пированные участки волновой формы. Ограничитель Hard Limiting очень удобен
тем, что при нормализации можно воздействовать не на всю волновую форму, а
только на те ее фрагменты, в сигнале которых наблюдаются большие пики.
Программа позволяет открыть два разных диалоговых окна Hard Limiting. Одно
из них принадлежит плагину VST и содержит список стандартных установок пара-
метров Effect Preset, а также кнопки Save a new preset и Delete this preset. Установка
значений параметров осуществляется с помощью регуляторов ползункового типа и
графических элементов настройки — Limit Max Amplitude to, Boost Input by,
Lookahead Time, Release Time (их назначение будет описано ниже). В другом диа-
логовом окне, показанном на рис. 6.35, присутствует расширенный набор элементов
управления. Рассмотрим параметры настройки, присутствующие в диалоговом окне
Hard Limiting.
Sample) значения отсчетов, а также доля (в процентах) отсчетов, которые
были бы клиппированы, если бы ограничение не выполнялось (Percent
Clipped). Выводимая здесь информация собирается после щелчка на кнопке
Gather Statistics Now — каждый раз, когда вы изменяете значения любого
из параметров в этом окне.
Многополосный компрессор
Это четырехканальный компрессор с четырехполосными элементами управления
и изменяемой частотой кроссовера. Данный инструмент представляет собой плагин
VST. Он позволяет независимо работать с уникальными динамическими параметра-
ми для четырех частотных полос — эта возможность может широко использоваться
при мастеринге. Динамические органы управления инструмента позволяют эффек-
тивно удалять чрезмерный уровень сигнала от микрофонов или других, источников
после записи живого выступления или в студии. Диалоговое окно инструмента
Multiband Compressor (рис. 6.36) открывается после выбора команды меню Effects
è Amplitude and Compression è Multiband Compressor.
В верхней области диалогового окна находится координатное поле амплитудно-
частотных характеристик, предназначенное для отображения графиков мгновенных
спектров фрагмента на входе и выходе компрессора.
На графиках можно настраивать кроссовер. Изменяя положение линии разделе-
ния полос, можно расширять или сужать ширину полосы частот. Для этого доста-
точно захватить мышью и перетащить влево или вправо одну из трех узловых точек
кроссовера. Таким образом можно точно установить частоты кроссовера и доступные
полосы. Значения параметров кроссовера контролируются и вводятся также в специ-
альные поля ввода — low, mid и high.
новления характерна для более спокойных произведений, а пониженная —
для ударных инструментов.
Ползунковый регулятор величины порога срабатывания позволяет задать в диа-
пазоне от 0 до -60 дБ тот уровень, который входящий сигнал должен превысить, что-
бы на него начинал действовать компрессор. Величина порога срабатывания может
быть проконтролирована или изменена также в соответствующем поле ввода.
Для компрессии только отдельных пиков и сохранения динамического уровня ве-
личина порога срабатывания устанавливается на 5 дБ ниже пика входного уровня.
Для более глубокой компрессии аудио и существенного уменьшения динамического
диапазона порог срабатывания устанавливается на 15 дБ ниже пика входного уровня.
Рядом с ползунком порога срабатывания расположены индикатор ослабления
усиления (справа) и индикатор входного уровня (слева). Индикатор ослабления уси-
ления красными столбцами показывает величину компенсации, которая применяется
для сохранения пикового уровня. Другой индикатор показывает уровень амплитуды
входного сигнала. Желтыми столбцами отображается пиковая область, а красными
— область перегрузки. Щелчком на индикаторе область перегрузки очищается.
Каждая полоса снабжена кнопками S (Solo) и В (Bypass). Первая из них, Solo, по-
зволяет применять регулировки только к выделенной полосе частот. После установки
флажков подсвечиваются те полосы, которые выбраны для настройки параметров.
Флажок Bypass позволяет перенаправить сигналы данной полосы в обход настроек.
Щелкая на этой кнопке, можно быстро сравнить звук до и после его обработки ком-
прессором.
Группа output gain состоит из индикатора, ползункового регулятора и поля ввода
параметра gain. Эти элементы управления предназначены для контроля и изменения
аудиосигнала после компрессии. С их помощью можно повысить коэффициент уси-
ления или обрезать его одновременно для всех каналов. Изменения возможны в диа-
пазоне от -18 до 18 дБ относительно нуля. Желтыми столбцами обозначается пиковая
область, а красными — область перегрузки. Щелчком на индикаторе область пере-
грузки очищается.
В группе limiter содержатся поля параметров, которые используются для выпол-
нения установок в группе output gain с целью оптимизации всех уровней. Воздейст-
вие параметров threshold, margin, attack и release на сигнал оказывается менее аг-
рессивным, чем воздействие аналогичных установок для отдельных полос. Здесь па-
раметр Margin позволяет установить величину абсолютного максимума относитель-
но 0 dBFS.
В завершение рассмотрим группу флажков options.
■ spectrum on input. Устанавливается для отображения графика спектра
входного сигнала перед графиком спектра.
■ brickwall limiter. Устанавливается для немедленного и жесткого ограниче-
ния пиков аудиосигнала в пределах значения, заданного в поле Margin, что
позволяет снять перегрузки. Максимальное время attack для режима огра-
ничения brickwall составляет 5 мс.
■ link band controls. Устанавливается для связывания между собой парамет-
ров настройки всех полос.
|