Вторник, 05.11.2024, 11:00
Обзор выбор популярных видео редакторов лучший сайт о видеоредакторах с уроками
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
лучшие бесплатные фото редакторы [4]
фото редакторы
лучшие аудио редакторы [2]
аудио редакторы
Magic Particles [10]
уроки Magic Particles
Музыкальные редакторы [8]
уроки
Мультимедия Редакторы Конверторы Граберы [11]
NeroVideo самоучитель [15]
NeroVideo_уроки руководство пользователя книи учебники
Sound Forge 7 самоучитель [32]
Sound Forge 7 самоучитель уроки в картинках
Adobe Audition 3.0 создание фонограмм и обработка звука [40]
Adobe Audition 3.0 самоучитель руковдство пользователя
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1675
Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Февраль » 9 » Adobe Audition 3.0 Динамическая обработка звукового сигнала
17:40
Adobe Audition 3.0 Динамическая обработка звукового сигнала

Динамическая обработка звукового сигнала

 

Параметры динамической обработки

В Adobe Audition основными средствами работы с уровнями фонограммы явля-

ются инструменты динамической обработки.

Инструменты динамической обработки сигналов применяются либо для эстети-

ческого оформления записи, либо для повышения качества звука фонограммы. Во-

прос качества может быть актуален, например, в случае получения исходного сигна-

ла по коммуникационному тракту, динамический диапазон которого ограничен.

Динамический диапазон устройств передачи и воспроизведения звука — напри-

мер, усилителя, микрофона, компакт-диска — может быть существенно ограничен. В

то же время динамический диапазон реальных сигналов, как правило, гораздо выше.

Например, для симфонического оркестра он может составлять до 120 дБ, а для ком-

пакт-диска реальное значение этого параметра составляет около 75 дБ. Напомним,

что теоретические вопросы, связанные с динамическим диапазоном и компрессией,

уже были рассмотрены в главе № 1.

Необходимость применения устройств динамической обработки звука может

быть мотивирована также необходимостью принятия мер для борьбы с мешающими

сигналами — шумом в паузе, посторонними сигналами в микрофоне, фоном и шипе-

нием от гитарных приставок и т.п.

Все программные инструменты динамической обработки делятся на два класса —

по характеру взаимосвязи их коэффициента усиления и уровня входного сигнала. Ес-

ли при увеличении уровня входного сигнала коэффициент передачи фильтра умень-

шается, то речь идет о компрессоре или его разновидностях. Если же при увеличении

входного сигнала коэффициент передачи фильтра также увеличивается, то это —

экспандер. Принцип действия данных программных инструментов заключается в

анализе уровня входящего аудиосигнала и изменении уровня выходного сигнала по

некоторому закону.

Ниже рассмотрены основные параметры устройств динамической обработки зву-

ка.

Передаточная характеристика. Представляет собой зависимость между требуе-

мым выходным и входным уровнями звука. В соответствии со своей передаточной

характеристикой устройство динамической обработки определяет тот коэффициент

усиления, который нужно применить к входному сигналу в каждый момент времени.

Динамическая характеристика. Определяет такие параметры, как время сраба-

тывания (Attack) и время восстановления (Release).

На рис. 6.32 представлены примеры передаточной и динамической характеристик

для компрессора.

Форма передаточной функции компрессора свидетельствует о том, что выходной

сигнал будет равен входному до достижения амплитудой сигнала точки порога сра-

батывания компрессора (Threshold). Перелом в передаточной характеристике ком-

прессора называется точкой перегиба (Knee). Начиная с этой точки выходной сигнал

компрессора увеличивается в меньшей степени, чем входной, т.е. осуществляется

 

http://redaktori-uroki.3dn.ru/_ph/43/903359351.gif

уровень по сравнению с входным. Такие устройства, как отмечалось в главе 1, назы-

ваются экспандерами; они расширяют динамический диапазон.

Иногда передаточная характеристика сглаживается, чтобы в ней не было острых

углов. Этот режим называется мягким порогом (Soft knee или Soft threshold). Ком-

прессор с мягким порогом начинает немного уменьшать уровень сигнала еще до дос-

тижения им величины порога срабатывания.

Работу устройства динамической обработки можно описать следующей схемой.

Устройство следит за входным уровнем и в соответствии с ним регулирует выходной

уровень, т.е. применяет к входному сигналу некоторую амплитудную огибающую

(коэффициент усиления), меняющуюся со временем.

Степень сглаживания амплитудной огибающей в устройствах динамической об-

работки определяют два параметра — время атаки и время восстановления (см. рис.

6.32). Они определяют скорость реакции устройства на изменение входного уровня.

Время атаки (срабатывания) (Attack) — это промежуток времени между момен-

том, когда от источника подается скачок сигнала с уровнем, который на 6 дБ выше

исходного, и моментом, когда выходной уровень достигает значения, которое на     2

дБ выше прежнего установившегося значения выходного сигнала. Таким образом,

время атаки показывает, за какое время устройство реагирует на превышение порога

срабатывания,

Время восстановления (Release) — это промежуток времени между моментом,

когда уровень сигнала источника уменьшается на 6 дБ от исходного, и моментом, ко-

гда выходной уровень достигает значения, которое на 2 дБ ниже его прежнего уста-

новившегося значения. Следовательно, время восстановления соответствует скоро-

сти реакции устройства на возвращение входного уровня под порог срабатывания.

Время атаки и время восстановления измеряются в миллисекундах и могут ме-

няться в широких пределах для различных фильтров динамической обработки и в за-

висимости от конкретных задач.

 

Программные инструменты динамической обработки

Кроме рассмотренных выше инструментов — компрессора, экспандера и лимите-

ра, — существуют и другие инструменты динамической обработки. Некоторые из

них рассмотрены ниже.

Лимитер. Этот инструмент был упомянут как один из частных случаев

компрессора.

Лимитирование отличается от компрессирования, прежде всего, степенью ком-

прессии. При лимитировании параметр Ratio равен бесконечности. При этом, неза-

висимо от приращения входного сигнала, уровень сигнала на его выходе увели-

чиваться не будет.

RMS-компрессор. Это еще одна из разновидностей компрессоров. Данный тип

компрессора должен реагировать на эффективное, действующее значение сигнала.

RM5 (Root Mean Square) — среднеквадратическое (эффективное) значение сигнала.

RMS-компрессор реагирует на мощность звукового сигнала, а не на мгновенные

значения его амплитуды, как обычный компрессор. Цепи управления компрессоров

этого типа построены таким образом, что длительный сигнал небольшой амплитуды

http://redaktori-uroki.3dn.ru/_ph/43/669845626.gif

 

http://redaktori-uroki.3dn.ru/_ph/43/69224183.gif

 

 

С помощью параметров настройки в этом диалоговом окне можно реализовать

любой вариант динамической обработки сигнала — компрессор, гейт, экспандер,

лимитер. де-эссер и т.д. Причем вид обработки и значения параметров можно зада-

вать как графически, так и в числовом виде.

Вкладки диалогового окна Dynamics Processing имеют следующее назначение.

■ Graphic. Изменение характера и значений параметров динамической обра-

ботки с помощью графических средств.

■ Traditional. То же, что и вкладка Graphic, но задание значений параметров

выполняется традиционным (числовым) способом.

■ Attack/Release. Выбор параметров, влияющих на поведение динамической

кривой обработки.

■ Band Limiting. Выбор обрабатываемого частотного диапазона.

Ниже рассмотрены параметры настройки, присутствующие на вкладках диалого-

вого окна Dynamic Processing.

На вкладке Graphic содержится координатное поле, в котором формируются кри-

вые графиков передаточной характеристики. По горизонтали отложены значения

уровня входного сигнала (в децибелах), а по вертикали — выходного сигнала (также

в децибелах). Таким образом, график показывает, какой уровень выходного (обрабо-

танного) сигнала соответствует некоторому заданному уровню входного (необрабо-

танного) сигнала.

Если график представляет собой прямую линию; проходящую из нижнего левого

угла рабочего поля (координата -100; -100) в его верхний правый угол (координата 0;

0), значит, динамической обработки сигнала нет. Каков уровень' входного сигнала,

таков и уровень выходного сигнала.

Подведя к графику указатель мыши и щелкнув левой кнопкой мыши, можно соз-

дать узел точки перегиба графика. Не отпуская кнопку мыши, перемещайте указатель

мыши, при этом точные координаты узла будут отображаться под координатным по-

лем. Отпустив кнопку мыши, вы тем самым зафиксируете положение узла, а пара-

метры динамической обработки, соответствующие созданному графику, появятся в

информационном поле, находящемся под координатным полем.

В информационном поле Summary отображаются значения параметров всех то-

чек перегиба. Каждая точка описывается двумя строками следующего содержания.

В начале первой строки приводится вид динамической обработки — compress или

expand, далее следует значение степени преобразования динамического диапазона, а

в конце строки — диапазон значений уровня входного сигнала, в котором произво-

дится обработка.

Во второй строке указывается прирост компенсации изменения уровня сигнала

при обработке эффектом Compensation Gain.

Если на узловой точке графика щелкнуть правой кнопки мыши, откроется диало-

говое окно Edit Point, в котором можно задать точные числовые координаты для

данного узла на кривой передаточной характеристики. Для этого предназначены поля

параметров Input Signal Level (координата точки на горизонтальной оси) и Output

Signal Level (значение уровня выходного сигнала).

 

 

 

 

267

 

 

 

Допустимый диапазон значений координат в диалоговом окне Edit

Point меньше нуля. Если вы ошибетесь и забудете ввести знак (минус),

то недопустимое значение будет заменено нулем. Чтобы точка перегиба

была удалена с графика, просто ничего не вводите в эти поля.

 

Кнопка Invert вкладки Graphic позволяет инвертировать график, заменив его

точной противоположностью исходного. Таким образом, вместо компрессии будет

происходить экснандирование.

Инвертировать график можно только в том случае, когда он проходит

через две угловые точки с координатами (-100; -100) и (0; 0) и каждый

узел расположен выше по сравнению со своим ближайшим соседом

слева.

Если установлен флажок Splines, то ломаные линии графика заменяются его

сплайн-аппроксимацией. При этом координаты самих точек перегиба не изменяются

— меняются лишь вид графика, а также фактическая зависимость выходной вели-

чины от входной.

Кнопка Reset позволяет вернуть график в состояние, задаваемое по умолчанию

(превращает его в прямую линию, а все промежуточные узлы уничтожаются).

Для сохранения построенной в координатном поле кривой передаточной харак-

теристики в новом пресете щелкните на кнопке Save a new preset. Для удаления вы-

бранного пресета из списка предназначена кнопка Delete this preset.

На вкладке Traditional диалогового окна Dynamic Processing содержится та же

информация о преобразованиях динамического диапазона, что и на вкладке Graphic,

но она выражена в числовой, а не графической форме.

На этой вкладке имеется переключатель Section на шесть положений, каждое из

которых соответствует одной точке перегиба графика. Однако таких точек может

быть и больше шести.

Справа от каждого переключателя расположен раскрывающийся список, в кото-

ром отображается характер преобразования динамического диапазона на участке

графика, расположенном выше соответствующей точки. Содержимое этого списка

можно редактировать, выбирая один из трех видов преобразования динамического

диапазона: ExpandCompress и Flat.

В полях столбца Ratio представлены значения степени компрессии динамическо-

го диапазона. Их можно изменять с помощью графических элементов настройки па-

раметров. В полях столбца Thresholds можно выставить значения порогов срабаты-

вания. В поле Output Gain можно задать значение коэффициента усиления выходного

сигнала, чтобы компенсировать изменение уровня сигнала при его обработке эффек-

том.

В информационном поле Summary отображаются значения параметров всех точек

перегиба, аналогично вкладке Graphic.

Вкладка Attack/Release диалогового окна Dynamic Processing предназначена для

установки параметров усилительного и детекторного каналов программного фильтра

динамической обработки.

В группе Gain Processor содержатся следующие элементы управления.

■ Флажок Joint Channels. Позволяет совместно обрабатывать оба канала.

 

268

 

 

 

■ Остальные поля параметров имеют следующее назначение.

 

§ Output Gain <...> dB. Коэффициент усиления на выходе.

§ Attack Time <...> ms. Время атаки выходного сигнала.

§ Release Time <...> ms. Время восстановления выходного сигнала.

В группе Level Detector содержатся следующие параметры.

■ Input Gain <...> dB. Коэффициент усиления на входе детектора уровня..

■ Attack Time <...> ms. Время атаки входного сигнала.

■ Release Time <...> ms. Время восстановления входного сигнала.

■ Переключатель с двумя положениями, Peak и RMS. Позволяет выбрать тип

амплитудного детектора — пиковый или среднеквадратический.

В группе General Settings содержатся следующие параметры.

■ Lookahead Time <...> ms. Задает временной интервал, обеспечивающий

опережение появления резкого перепада уровня сигнала при включении

устройства динамической обработки.

■ Noise Gating. Включает режим полного удаления шума, уровень которого

ниже определенного порога.

Вкладка Band Limiting диалогового окна Dynamic Processing позволяет задать

нижнюю (Low Cutoff) и верхнюю (High Cutoff) граничные частоты диапазона, в ко-

тором выполняются операции. С помощью этих параметров можно подвергнуть ди-

намической обработке не весь сигнал в целом, а только его отдельные спектральные

составляющие.

В списке стандартных установок Effect Preset диалогового окна Dynamic Proces-

sing присутствует большое количество стандартных вариантов для различных типов

динамической обработки. Рассмотрим некоторые из них.

■ 3:1 Expander < 10 dB. Расширение динамического диапазона сигналов с

уровнем ниже -10 дБ (степень экспандирования — 3:1).

■ De-EsserHard. Подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с уров-

нем выше -35 дБ (степень компрессии — 2,99:1) в диапазоне частот 4-12

кГц.

■ De-Esser Light. Подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с

уровнем выше -24 дБ (степень компрессии — 1,5:1) в диапазоне частот 4-12

кГц.

■ De-Esser Medium. Подавление свистящих звуков в диапазоне частот 4-12

кГц.

■ Noise Gate @ 10 dB. Реализуется метод динамической обработки сигнала

типа "шумовые ворота". Устанавливаются следующие параметры: компрес-

сия сигналов с уровнем меньше -19,6 дБ (степень компрессии — 18,7:1);

расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от -19,6 до -10

дБ (степень экспандирования — 8,93:1).

■ Noise Gate @ 20 dB. Реализуется метод динамической обработки сигнала

типа "шумовые ворота". Устанавливаются следующие параметры: компрес-

сия сигналов с уровнем меньше -30,8 дБ (степень компрессии — 18,7:1);

расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от -30,8 до -20

 

 

 

269

 

 

 

дБ (степень экспандирования— 7,06:1). Подходит для обработки фоно-

грамм с уровнем шума, менее высоким, чем в предыдущем случае.

■ Compander. Это специальный вариант динамической обработки. Устанав-

ливаются следующие параметры: полное подавление сигналов с уровнем

меньше -71,9 дБ (пороговый ограничитель); компрессия сигналов с уровнем

от -40 до -9 дБ (степень компрессии — 1,1:1); компрессия сигналов с уров-

нем ниже -9 дБ (степень компрессии — 3,75:1); расширение сигнала ниже

уровня -40 дБ (степень экспандирования — 2:1). Подобная обработка по-

зволяет улучшить качество сигналов, записанных с микрофона в условиях

студии с недостаточной звукоизоляцией.

■ Smooth Vocal.. Динамическая обработка голоса вокалиста. Устанавливают-

ся следующие параметры: компрессия сигналов с уровнем от -100 до -20 дБ

(степень компрессии— 2:1). Этот вариант предназначен для обработки зву-

ка, записанного в хороших студиях. Позволяет сгладить случайные перепа-

ды уровней, обусловленные, например, изменением расстояния от микро-

фона до рта певца.

■ Vocal Limiter. Компрессия динамического диапазона сигналов с уровнем

выше 8 дБ (степень сжатия — 6,15:1). Вариант подходит для обработки за-

писей, выполненных в хорошей студии с низким уровнем шума. В резуль-

тате улучшаются выразительность голоса и разборчивость нюансов в тихих

местах партии. Полностью устраняется различие уровней в громких местах

партии.

 

Нормализация участков волновой формы

Ограничитель Hard Limiting позволяет уменьшать амплитуду звуковых колеба-

ний до заданного уровня. Такое уменьшение возможно в случае превышения ампли-

тудой некоторого порога, ниже которого амплитуда всех звуковых выборок не изме-

няется. Доступ к инструменту осуществляется с помощью команды меню

Effects è Amplitude and Compression è Hard Limiting, в результате чего открыва-

ется диалоговое окно Hard Limiting, показанное на рис. 6.35.

С помощью инструмента Hard Limiting можно воздействовать именно на клип-

пированные участки волновой формы. Ограничитель Hard Limiting очень удобен

тем, что при нормализации можно воздействовать не на всю волновую форму, а

только на те ее фрагменты, в сигнале которых наблюдаются большие пики.

Программа позволяет открыть два разных диалоговых окна Hard Limiting. Одно

из них принадлежит плагину VST и содержит список стандартных установок пара-

метров Effect Preset, а также кнопки Save a new preset и Delete this preset. Установка

значений параметров осуществляется с помощью регуляторов ползункового типа и

графических элементов настройки — Limit Max Amplitude to, Boost Input by,

Lookahead TimeRelease Time (их назначение будет описано ниже). В другом диа-

логовом окне, показанном на рис. 6.35, присутствует расширенный набор элементов

управления. Рассмотрим параметры настройки, присутствующие в диалоговом окне

Hard Limiting.

http://redaktori-uroki.3dn.ru/_ph/43/966128374.gif

 

Sample) значения отсчетов, а также доля (в процентах) отсчетов, которые

были бы клиппированы, если бы ограничение не выполнялось (Percent

Clipped). Выводимая здесь информация собирается после щелчка на кнопке

Gather Statistics Now — каждый раз, когда вы изменяете значения любого

из параметров в этом окне.

 

Многополосный компрессор

Это четырехканальный компрессор с четырехполосными элементами управления

и изменяемой частотой кроссовера. Данный инструмент представляет собой плагин

VST. Он позволяет независимо работать с уникальными динамическими параметра-

ми для четырех частотных полос — эта возможность может широко использоваться

при мастеринге. Динамические органы управления инструмента позволяют эффек-

тивно удалять чрезмерный уровень сигнала от микрофонов или других, источников

после записи живого выступления или в студии. Диалоговое окно инструмента

Multiband Compressor (рис. 6.36) открывается после выбора команды меню Effects

è Amplitude and Compression è Multiband Compressor.

В верхней области диалогового окна находится координатное поле амплитудно-

частотных характеристик, предназначенное для отображения графиков мгновенных

спектров фрагмента на входе и выходе компрессора.

На графиках можно настраивать кроссовер. Изменяя положение линии разделе-

ния полос, можно расширять или сужать ширину полосы частот. Для этого доста-

точно захватить мышью и перетащить влево или вправо одну из трех узловых точек

кроссовера. Таким образом можно точно установить частоты кроссовера и доступные

полосы. Значения параметров кроссовера контролируются и вводятся также в специ-

альные поля ввода — lowmid и high.

http://redaktori-uroki.3dn.ru/_ph/43/107976522.gif

 

новления характерна для более спокойных произведений, а пониженная —

для ударных инструментов.

Ползунковый регулятор величины порога срабатывания позволяет задать в диа-

пазоне от 0 до -60 дБ тот уровень, который входящий сигнал должен превысить, что-

бы на него начинал действовать компрессор. Величина порога срабатывания может

быть проконтролирована или изменена также в соответствующем поле ввода.

Для компрессии только отдельных пиков и сохранения динамического уровня ве-

личина порога срабатывания устанавливается на 5 дБ ниже пика входного уровня.

Для более глубокой компрессии аудио и существенного уменьшения динамического

диапазона порог срабатывания устанавливается на 15 дБ ниже пика входного уровня.

Рядом с ползунком порога срабатывания расположены индикатор ослабления

усиления (справа) и индикатор входного уровня (слева). Индикатор ослабления уси-

ления красными столбцами показывает величину компенсации, которая применяется

для сохранения пикового уровня. Другой индикатор показывает уровень амплитуды

входного сигнала. Желтыми столбцами отображается пиковая область, а красными

— область перегрузки. Щелчком на индикаторе область перегрузки очищается.

Каждая полоса снабжена кнопками S (Solo) и В (Bypass). Первая из них, Solo, по-

зволяет применять регулировки только к выделенной полосе частот. После установки

флажков подсвечиваются те полосы, которые выбраны для настройки параметров.

Флажок Bypass позволяет перенаправить сигналы данной полосы в обход настроек.

Щелкая на этой кнопке, можно быстро сравнить звук до и после его обработки ком-

прессором.

Группа output gain состоит из индикатора, ползункового регулятора и поля ввода

параметра gain. Эти элементы управления предназначены для контроля и изменения

аудиосигнала после компрессии. С их помощью можно повысить коэффициент уси-

ления или обрезать его одновременно для всех каналов. Изменения возможны в диа-

пазоне от -18 до 18 дБ относительно нуля. Желтыми столбцами обозначается пиковая

область, а красными — область перегрузки. Щелчком на индикаторе область пере-

грузки очищается.

В группе limiter содержатся поля параметров, которые используются для выпол-

нения установок в группе output gain с целью оптимизации всех уровней. Воздейст-

вие параметров thresholdmarginattack и release на сигнал оказывается менее аг-

рессивным, чем воздействие аналогичных установок для отдельных полос. Здесь па-

раметр Margin позволяет установить величину абсолютного максимума относитель-

но 0 dBFS.

В завершение рассмотрим группу флажков options.

■ spectrum on input. Устанавливается для отображения графика спектра

входного сигнала перед графиком спектра.

■ brickwall limiter. Устанавливается для немедленного и жесткого ограниче-

ния пиков аудиосигнала в пределах значения, заданного в поле Margin, что

позволяет снять перегрузки. Максимальное время attack для режима огра-

ничения brickwall составляет 5 мс.

■ link band controls. Устанавливается для связывания между собой парамет-

ров настройки всех полос.

 

 

 

 

Категория: Adobe Audition 3.0 создание фонограмм и обработка звука | Просмотров: 2806 | Добавил: monja
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
WMmail.ru - сервис почтовых рассылок
Поиск
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • супер зароботок
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика