ность получить более плотный, акцентированный аккорд. В группе присутствуют
ползунок (и дублирующий графический регулятор) Amount, предназначенный для
изменения уровня динамического диапазона (в процентах), поддержки устойчивости
амплитуды сигнала и выделения звучания ладов из звуковой смеси. В результате
действия эффекта формируется сигнал с практически неизменной амплитудой, в то
время как на входе амплитуда непрерывно меняется. Компрессия обеспечивает эф-
фект продолжи тельного звучания струны без изменения громкости. Также в группе
имеется флажок- Bypass Compressor; если он установлен, редактирование звука вы-
полняется без учета этого эффекта.
Параметры групп Filter, Distortion и Box Modeler предназначены для симуляции
общих эффектов, которые на практике гитаристы применяют для достижения более
выразительного, артистичного исполнения произведений.
В группу Filter включены следующие элементы установки параметров.
■ Раскрывающийся список Filter. Содержит набор фильтров-регуляторов
тембра, симулирующих резонаторы, ток-боксы и другие специфические
устройства электрогитар. После выбора значения в списке Filter выполня-
ется установка остальных параметров в группе.
Ток-бокс (Tolk-Box) работает по следующему принципу. Воспроизво-
дится звук и по трубке направляется в рот исполнителю. С помощью
губ, рта и гортани исполнителя модулируется форма звука. Далее мо-
дулированный сигнал поступает на микрофон и выдается на вход уси-
лителя. Вместо динамика в ток-боксе используется звукоизлучатель.
В открытую часть звукоизлучателя вставляется полая виниловая
трубка. Другой конец шланга исполнитель помещает себе в рот для
модуляции звука.
Ток-бокс подключается к выходу усилителя. Когда включается эф-
фект, сигнал поступает и на внутренний звукоизлучатель ток-бокса, и
на динамик колонки усилителя.
■ Раскрывающийся список Туре. Содержит варианты настройки, определяю-
щие диапазон регулировки частоты тембра фильтрами.
§ Lowpass. Предназначен для фильтрации высоких частот.
§ Highpass. Позволяет фильтровать низкие частоты.
§ Bandpass. Позволяет фильтровать частоты, расположенные выше и
ниже центральной частоты, благодаря чему симулируется регулировка
частотных полос гитарными педалями.
■ Ползунок Freq. Предназначен для установки частоты отсечки (в герцах) для
фильтров Lowpass и Highpass или определения центральной частоты фильт-
ра Bandpass.
■ Ползунок Resonance. Предназначен для изменения формы амплитудно-час-
тотной характеристики фильтра в области среза. Низкие значения парамет-
ра позволяют внести в звук оттенок четкости, а высокие добавляют резкие
гармонические звуки.
В группу Distortion включены элементы установки параметров, позволяющие до-
бавить к звуку резкость, характерную для звучания гитарных партий.
Мастеринг звука специфических источников
Перед мастерингом звуковых файлов следует предварительно принять во внима-
ние особенности тех приемников звука, для которых предназначены аудиофайлы.
Если, например, аудиофайл предназначен для публикации в Интернете, то он будет
воспроизводиться на компьютерном устройстве воспроизведения, которое обычно
обрезает басы. Поэтому данная проблема может и должна быть устранена в процессе
мастеринга.
В верхней части диалогового окна Mastering содержатся координатное поле и
трехполосный параметрический эквалайзер. Эти элементы управления обеспечивают
полную тональную регулировку аудиофайла. По оси Х - координатного ноля разме-
щена линейка частот (в герцах), а но оси у откладывается уровень амплитуды (в де-
цибелах), т.е. график представляет собой амплитудно-частотную характеристику.
Кривая графика отображает уровень амплитуды па характерных частотах, располо-
женных на логарифмической шкале, дополнительно разделенной на октавы.
Отобразить ту или иную характерную точку можно с помощью флажков Low
Shelf Enable, Peaking Enable и High Shelf Enable.
■ Low Shelf Enable и High Shelf Enable. Если они установлены, разрешается
отображение частот среза фильтров, управляющих прохождением низко-
частотных и высокочастотных спектральных составляющих соответствен-
но.
■ Peaking Enable. Если он установлен, активизируется пиковый, или узкопо-
лосный, фильтр, а также отображается его центральная частота.
Правее флажков расположены графические регуляторы установки значений трех
параметров.
1) Соответствующая резонансная частота каждого из трех полосовых фильт-
ров (в герцах)
2) Уровень усиления/ослабления сигнала (в децибелах) каждым из трех
фильтров параметрического эквалайзера
3) Величина Q — добротность полосовых фильтров (чем больше эта величи-
на, тем острее резонансный пик у полосового фильтра, т.е. тем уже его по-
лоса пропускания)
■ Группа Reverb. Ползунок Amount позволяет изменить соотношение исход-
ного сигнала (в процентах), смешиваемого с обработанным.
■ Группа Exciter. Содержит переключатель режимов Mode на три положе-
ния, предназначенный для подчеркивания высокочастотных гармоник, до-
бавления четкости и ясности звучания.
§ Retro. Вносятся слабые искажения, свойственные работе старинной
воспроизводящей аппаратуры.
§ Таре. Повышается яркость тона звука.
§ Tube. Обеспечивается быстрый, динамичный отклик без задержки.
Регулировка уровня обработки для выбранного режима (в процентах)
осуществляется ползунком Amount.
■ В группе Widener ползунок Width предназначен для задания ширины сте-
реополя (в процентах). Для расширения пространственного акустического
стереополя переместите его ползунок вправо.
339
■ Группа Loudness Maximizer. Предназначена для поддержки параметров эф-
фекта, называемого максимизатаром громкости. Этот эффект позволяет по-
вышать громкость выбранной волновой формы не путем увеличения ампли-
туды сигнала и не с использованием компрессии, а за счет психоакустиче-
ского воздействия.
С помощью максимизатора, или пик-лимитера, громкость повышается
таким образом, чтобы достигалось максимальное психоакустическое
воздействие при восприятии звука. Иными словами, нормализованные
звуки (самые громкие участки в нем уже исчерпывают доступную ам-
плитуду) после обработки будут звучать громче, с минимумом измене-
ний тембра. При этом вместо компрессии применяется иной, достаточ-
но простой алгоритм обработки.
Для установки уровня максимизатора (в процентах) предназначен ползунок
Amount. При установке на нем значения 0% сохраняется исходный уровень
громкости, а при значении 100% достигается максимальный эффект.
■ Группа Output Gain. В ней находится одноименный ползунок, предназна-
ченный для установки выходной амплитуды аудиосигнала после редакти-
рования. Например, если в результате применения установленных парамет-
ров эквалайзера все уровни уменьшились, то ползунком Output Gain ам-
плитуду выходного сигнала можно вновь повысить до требуемого уровня (в
децибелах).
Генераторы шума и тона
Рассмотренные ниже инструменты программы к эффектам отношения не имеют.
Вместе с тем они могут использоваться для звукового оформления видеофильмов
или звуковых композиций, в которые целесообразно добавить определенный шум
или тон. Доступ к этим инструментам осуществляется с помощью команд меню
Generate (Генерация) è Noise и Generate (Генерация) è Tones. Диалоговые окна
этих инструментов представлены на рис. 7.27.
В диалоговом окне Generate Noise инструмента генерации шума содержатся сле-
дующие элементы настройки параметров.
■ Переключатель Color. Имеет три положения, ассоциируемые с "цветом"
шума.
§ Brown. Коричневый шум, соответствующий низкочастотным состав-
ляющим в пределах 20 Гц.
§ Pink. Розовый шум, соответствующий более высоким частотам, чем в
случае коричневого шума.
§ White. Белый шум, в котором в равных пропорциях присутствуют все
воспринимаемые человеком звуковые частоты.
■ Переключатель Style. Предназначен для выбора способа образования шума
и имеет следующие положения.
§ Spatial Stereo. Пространственное стереозвучание. Звук формируется
путем смешения трех шумовых компонентов от одного генератора
■ Поле Duration (sekonds). В него вводится длительность формируемой шу-
мовой волновой формы.
Второй инструмент, Generate Tones, предназначен для вставки сигнала опреде-
ленного тона. Принцип его использования следующий. Поместите стартовый инди-
катор в то место волновой формы, где вы хотите вставить тональный сигнал. Если вы
хотите заменить часть существующей волновой формы, выделите желательный уча-
сток на волновой форме. Откройте диалоговое окно Generate Tones.
Для вставки постоянного сигнала тона установите флажок Lock to these settings
only, а затем щелкните на кнопке ОК. Перед принятием окончательного решения
проверьте правильность установки параметров инструмента, щелкнув на кнопке
Preview.
Для вставки динамически изменяемого тона перейдите на вкладку Initial Settings
и сбросьте флажок Lock to these settings only. Установите значения параметров до-
бавляемого тона в начале его звучания. Затем перейдите на вкладку Final Settings и
задайте желаемые значения параметров тона в конце его звучания. Проверьте пра-
вильность установки параметров, щелкнув на кнопке Preview. Сформированный тон
будет постепенно изменяться от начальных установок к конечным. Если все в по-
рядке, щелкните на кнопке ОК.
Рассмотрим параметры инструмента подробнее. Как уже было сказано, в диалого-
вом окне Generate Tones содержатся две вкладки — Initial Settings и Final Settings,
— которые за малым исключением имеют один и тот же набор параметров. Для уста-
новки начальных параметров генерируемого тона используется вкладка Initial
Settings, а для определения параметров тона в конце его звучания предназначена
вкладка Final Settings. Чтобы сделать параметры генерируемого тона неизменными
для всего создаваемого звука, установите флажок Lock to these settings only.
На вкладках диалогового окна Generate Tones можно задать следующие пара-
метры генерируемого тона.
Поле Base Frequency (0). Позволяет установить частоту (в герцах) первой гармоники
базового сигнала.
■ Поле Modulate By. Предназначено для задания частоты сигнала (в герцах),
который периодически будет изменять тон сигнала относительно базового.
Например, если в данном поле внесено значение 100 Гц и для базового сиг-
нала тона установлена частота 1000 Гц, то генерируемый тон будет изме-
няться в диапазоне между 950 и 1050 Гц.
■ Поле Modulation Frequency. Используется для установки частоты модуля-
ции (в герцах). Например, при вводе в это поле значения 10 Гц амплитуда
основного сигнала модулируется с частотой 10 периодов в секунду. Частота
тона фактически не изменяется, однако, поскольку изменяется амплитуда
отдельных компонентных частот, на слух сгенерированный сигнал будет
восприниматься с вариацией амплитуд.
■ Группа Frequency Components. Предназначена для добавления к базовому
генерируемому тону пяти обертонов.
Обертон— акустический параметр и определение в теории музыки.
Обертоны генерируются колебаниями отдельных частей источника
342
звука. Физически обертоны — это высшие составляющие спектра пер-
вой гармоники тона. Обертоны отличаются по высоте тона и громко-
сти, за счет чего создаются различные созвучия. Количество и характер
обертонов оказывает существенное влияние на тембр звука.
Для установки уровня амплитуды и частот пяти спектральных составляю-
щих генерируемого сигнала предназначены ползунки и поля ввода. Частота
каждой гармоники определяется косвенно, относительно базовой частоты
тона. Коэффициенты гармоник, а следовательно, и их частоты, устанавли-
ваются в
полях О х, расположенных под ползунками, с помощью которых регулиру-
ется амплитуда соответствующих гармонических составляющих форми-
руемого сигнала.
По умолчанию в окне устанавливаются гармоники с первой по пятую. Вме-
сте с тем при необходимости можно ввести в соответствующие поля другие
цифры, выбрав соответствующие высшие гармоники, а затем установить
нужные уровни сигналов этих составляющих. В результате тембр звучания
тона заметно изменится.
В реальных условиях амплитуды спектральных составляющих уменьша-
ются с ростом номера гармоники.
■ Группа dB Volume. Предназначена для регулировки уровня генерируемого
сигнала. Содержит два ползунка (с полями ввода), позволяющие конкрети-
зировать уровни амплитуды (от -80 до 0 дБ) правого и левого стереокана-
лов.
■ Группа General. В раскрывающемся списке Flavor можно выбрать желае-
мую форму волны генерируемого тона, а в поле Duration_seconds задать
продолжительность генерируемого сигнала (в секундах). От формы волны в
значительной степени зависит тембр звучания.
§ Синусоидальной волне (Sine) свойственно натуральное, естественное
звучание гармонически чистого тона.
§ Если выбрана пилообразная или треугольная волна
(Triangle/Sawtooth), звучание тона будет более грубым, поскольку в
этом случае к чистому тону добавляются нечетные гармоники с еди-
ничной амплитудой.
§ Прямоугольная волна (Square) включает все возможные гармоники,
амплитуда которых плавно убывает с ростом частоты.
§ В случае инвертированной синусоиды (Inv Sine) волновая форма имеет
вид деформированной и перевернутой синусоиды и содержит гармони-
ки различных номеров.
■ В нижней области диалогового окна есть три флажка, которые активизиру-
ются, когда на волновой форме выделен фрагмент файла; продолжитель-
ность выделенного фрагмента аудиофайла в этом случае отображается в
поле Duration. Данные флажки позволяют вместо генерации нового тона
343
модулировать или демодулировать выделенный фрагмент волновой формы
тоном, определяемым значениями прочих параметров, установленными в
окне. Для этого следует установить флажок Modulate или DeModulate со-
ответственно. После установки флажка Overlap (mix) сигнал сгенерирован-
ного тона смешивается с сигналом выделенного фрагмента.
■ Группа Phasing. Содержит три поля, с помощью которых осуществляется
управление фазами сигналов стереоканалов. Эти параметры позволяют
улучшить стереофоничность звучания за счет изменения взаимного соот-
ношения фазы сигналов левого и правого каналов.
§ Start Phase. Позволяет установить начальную фазу звуковых колебаний
с заданной формой волны.
§ Phase Difference. Предназначено для установки сдвига по фазе между
сигналами в левом и правом каналах.
§ Change Rate. Позволяет установить частоту изменения сдвига по фазе
(количество полных оборотов на 360° фазового сдвига за секунду).
■ Поле DC Offset. Предназначено для добавления к тональному сигналу по-
стоянной составляющей, которая может переносить тон ниже или выше ну-
левого уровня па величину, выраженную в процентах. Подобным образом
можно откорректировать некоторые участки исходного сигнала, повреж-
денного сильным электрическим фоном.
■ Группа Presets. Предлагает варианты стандартной установки парамегров
генерируемых сигналов. Данный список может быть дополнен новыми ва-
риантами или сокращен; для этого предназначены кнопки Add и Dell соот-
ветственно.
|