Эффекты управления временными параметрами и
тональностью звукового сигнала
изменения темпа (в долях такта в минуту) с точностью до одной сотой доли такта в
минуту.
Кривая графика соответствует волновой форме или выделенному фрагменту.
Формой кривой графика можно управлять, создавая узловые точки и перетаскивая их
мышью. Точное значение параметров, определяющих положение узловой точки на
графике, выводится в информационное поле, расположенное под координатным по-
лем. После установки флажка Spline ломаные линии графика сглаживаются.
Для удаления отдельной точки следует перетащить ее за пределы координатного
поля. Для возвращения кривой в исходное состояние достаточно щелкнуть на кнопке
Reset. График при этом превращается в отрезок прямой линии, расположенный гори-
зонтально.
После щелчка на кнопке Zero Ends крайняя справа точка графика совмещается с
нулевым уровнем. Эта возможность предусмотрена для ускорения последовательной
обработки нескольких фрагментов волновой формы: если в конце каждого из фраг-
ментов имеется нулевой сдвиг высоты тона или неизменный темп, то соединение
фрагментов между собой упрощается.
Особенность работы с эффектом Pitch Bender заключается в том, что
при редактировании звуковых данных высота тона звучания волновой
формы изменяется одновременно с длительностью волновой формы. В
частности, если после выполненных преобразований высота тона уве-
личивается, то волновая форма сжимается во времени, а если умень-
шается, то волновая форма растягивается. В этой специфической осо-
бенности заключается основной недостаток данного инструмента.
В раскрывающемся списке Quality Level можно выбрать требуемый режим каче-
ства выполнения преобразования — от низкого Low (fastest) до самого высокого
Perefect (slowest) (всего шесть вариантов).
Переключатель Range предназначен для установки диапазона отображения зна-
чений параметра, представленного на оси у координатного ноля. Переключатель
имеет следующие два положения.
■ Range_semitones. В этом случае на логарифмической шкале выбирается
формат полутонов (12 полутонов на октаву). Для устранения незначитель-
ных дефектов в высоте звучания звука следует выбрать предел в 1 -2 полу-
тона. Если целью обработки является значительное изменение высоты тона,
то пределы должны быть выбраны большими.
■ ВРМ, with base of_BPM. В этом случае на линейной шкале выбирается
формат долей такта в минуту (Bits Per Minute).
В нижней части диалогового окна программа выводит информационное сообщение
Length will change from xxx sec to about yyy sec, в котором указываются исходная
длительность выделенного фрагмента волновой формы (ххх) и то, насколько она из-
менится (ууу) после выполнения преобразований, задаваемых построенным графи-
ком.
В списке Presets предлагается несколько стандартных схем настройки парамет-
ров, которые, видимо, имеют в большей степени демонстрационное назначение.
277
■ Down a Whole Step. Быстрое понижение высоты звучания на целый тон в
начале волновой формы и возврат к исходной высоте в конце волновой
формы.
■ Just Winding Up. Скачкообразное понижение высоты тона на две октавы в
самом начале волновой формы с последующим постепенным (по экспонен-
циальному закону) возвратом к исходной высоте тона.
■ Squirelly. Пример глиссандо по сложному волнообразному закону в преде-
лах от 7,7 до 5,3 полутонов с постепенным экспоненциальным возвратом к
исходной высоте.
■ Turntable Losing Power. Понижение высоты по экспоненциальному закону
на 48 полутонов (4 октавы) от исходного значения.
■ Up a Whole Step. Быстрое повышение высоты звучания на целый тон в на-
чале волновой формы и возврат к исходной высоте в конце волновой фор-
мы.
Независимое изменение времени звучания и высоты тона.
Независимое преобразование высоты тона звука и времени звучания фрагмента
вокальной партии или отдельного инструмента позволяет реализовать инструмент
Stretch. Для его запуска выберите команду меню Effects è Time and Pitch è Stretch
— и откроется диалоговое окно эффекта Stretch, показанное на рис. 6.39. С помощью
эффекта Stretch можно одновременно изменить и высоту тона, и время воспроизве-
дения выделенного фрагмента волновой формы (ширину волны).
Работа эффекта Stretch (растяжение) построена на предварительном
разбиении звукового фрагмента на элементы, или выборки. Впоследст-
вии каждая из выборок при необходимости обрабатывается отдельно, а
затем вновь собирается результирующий сигнал. Длительность вос-
произведения волновой формы при этом увеличивается, а высота тона
может оставаться неизменной.
В диалоговом окне Stretch содержатся вкладки Constant Stretch и Gliding
Stretch. Часть параметров настойки эффекта, размещенных в группах Precision,
Stretching Mode и Presets, является общей для обеих вкладок.
Вкладка, Constant Stretch. Элементы; настройки параметров на этой вкладке по-
зволяют одинаково обрабатывать все участки выделенной волновой формы, т.е.
транспонирование тона и трансформация времени воспроизведения волновой формы
осуществляются с одним и тем же коэффициентом.
Ползунок Stretch % предназначен для задания величины, на которую изменится
время воспроизведения волновой формы (волна может быть расширена или сжата). В
режиме Constant Stretch принимается фиксированная величина растяжения, вы-
раженная в процентах. Перемещение этого ползунка приводит к изменению значений
параметров Ratio и Length. При сжатии (менее 100%) или растяжении (более 100%)
волны отображается соответствующая надпись — Compress Wave и Stretch Wave. В
положении 100% ширина волны не изменится (Unchanged).
В раскрывающемся списке Transpose можно выбрать количество полутонов, на
которое произойдет понижение или повышение тона аудиофрагмента. Выполненное
таким образом транспонирование аудио автоматически влияет на значения парамет-
ров Stretch%, Ratio и Length. При выборе значения попе транспонирования не про-
изойдет и ширина волны останется прежней. Выбор опции со значком # повышает
тон звучания на полутон; иными словами, к ноте прибавляется диез (всего можно пе-
реместиться на 12 полутонов вверх). Выбор значений с индексом b понижает тон
звучания на полутон; к ноте добавляется бемоль (всего можно переместиться на 12
полутонов вниз).
Вкладка Gliding Stretch. Элементы настройки параметров этой вкладки позволя-
ют постепенно изменять высоту тона или время воспроизведения выделенного уча-
стка волновой формы. В данном случае различные фрагменты волновой формы мо-
гут обрабатываться с различными коэффициентами транспонирования тона и транс-
формации ширины волны.
После выбора вкладки Gliding Stretch величина растяжения (выраженная в про-
центах) может быть выбрана для исходной и конечной волн по отдельности. На-
чальное и конечное растяжения волны устанавливаются ползунками Initial % и
Final % соответственно. Перемещение ползунков этих регуляторов приводит к авто-
матическому изменению значений параметров Ratio и Length.
Если начальная и конечная ширина волновой формы отличаются, то окончатель-
ная ширина волны будет вычислена как среднее арифметическое этих величин.
Раскрывающиеся списки Transpose, также как и на вкладке Constant Stretch, по-
зволяют ступенчато тонировать начальный и конечный звуки волновой формы.
В группе Pitch and Time Settings присутствуют следующие параметры.
■ Поле Splicing Frequency. Предназначено для задания частоты сращивания
(5-500 Гц), определяющей размер выборок, на которые делится звуковой
фрагмент. Значение этого параметра должно быть в целое число раз меньше
частоты синусоидального колебания (частоты тонального заполнения), из
которых состоит преобразуемая волновая форма. Для нахождения частоты
тонального заполнения волновой формы выберите команду меню Window
è Frequency Analysis и на панели Frequency Analysis определите частоту
тона (см. рис. 3.13). Чтобы получить корректное значение параметра
Splicing Frequency, разделите найденную частоту тона на целое число.
■ Поле ввода Overlapping. Предназначено для задания значения (0-50%) сте-
пени перекрытия звуковых выборок. При растяжении или сжатии волновой
формы выборки звукового фрагмента перекрываются друг с другом. Сте-
пень перекрытия корректируется в заданных пределах, чтобы добиться рав-
новесия, при котором глубина каждого из побочных эффектов, который вы
применили или примените для волновой формы, будет минимальна.
■ Флажок Choose appropriate defaults. После его установки значения пара-
метров этой группы принимаются заданными по умолчанию.
В группе Precision содержится переключатель, позволяющий выбрать один из
трех доступных вариантов точности расчетов — Low Precision (Низкая точность),
Medium Precision (Средняя точность) и High Precision (Высокая точность).
280
В группе Stretching Mode содержится переключатель, позволяющий выбрать один из
трех возможных режимов работы.
■ Time Stretch (preserves pitch). Растяжение (или сжатие) волновой формы
во времени с сохранением исходной высотой тона.
■ Pitch Shift (preserves tempo). Изменение высоты тона с сохранением исход-
ной длительности звучания волновой формы.
■ Resample (preserves neitcher). Одновременное изменение длительности
звучания волновой формы и высоты тона.
Флажок Constant Vowels позволяет сохранить неизменными гласные звуки во-
кальных партий при растяжении волновых форм. Эта функция требует контроля точ-
ности реализации, поэтому вначале испытайте ее действие на малых фрагментах
волновой формы, прежде чем перейти к большим.
В группе Presets содержится перечень стандартных предустановленных наборов
значений параметров.
■ Cutting Power. Выполняется постепенное растяжение выделенного фраг-
мента (от нулевого растяжения в начале до пятикратного в конце фрагмен-
та). Если обрабатывается однотонный звук, то получается эффект звука вы-
стрела и полета снаряда.
■ Double Speed. Реализуется двукратное сжатие во времени с одновременным
повышением тона.
■ Fast Talker и Speed Up. Увеличение темпа или сжатие фрагмента волновой
формы во времени с сохранением высоты тона.
■ Helium и Raise Pitch. Повышение высоты звучания выделенной волновой
формы при ее неизменной длительности.
■ Lower Pitch. Понижение высоты звучания выделенной волновой формы
при ее неизменной длительности.
■ Slow Down. Растяжение фрагмента волновой формы во времени в полтора
раза с сохранением прежней высоты тона.
Тональная коррекция
Для получения доступа к инструменту тональной коррекции выберите команду меню
Effects è Time and Pitch è Pitch Correction — и откроется одноименное диало-
говое окно (рис. 6.40). Этот эффект работает в двух режимах: автоматическом и руч-
ном, поэтому диалоговое окно содержит две вкладки — Automatic и Manual. Инст-
румент Pitch Correction предназначен для коррекции вокальных партий, сольного
исполнения, звучания инструментов. Для его работы желателен одноголосный ис-
точник звука, поскольку эффект определяет высоту тона посредством подсчета пе-
риодов колебаний. Соответственно, чем проще их гармоническая структура, тем на-
дежнее результат вычислений.
лений рекомендуется выбирать большие значения. В ходе анализа низких
частот рекомендуется уменьшать значение этого параметра.
Для работы в автоматическом режиме предназначена вкладка Automatic, в кото-
рой содержатся следующие параметры настройки эффекта.
■ Раскрывающийся список Scale. В этом списке выбирается режим глубины
коррекции. Возможны три варианта — Chromatic, Major и Minor. Режим
Chromatic используется для незначительных исправлений, в пределах по-
лутона. Обнаруженная неправильная высота ноты будет смещена к бли-
жайшей ноте в хроматическом ряду. Два других значения выбираются для
выполнения более глубокой коррекции, в зависимости от качества исходно-
го материала.
■ Раскрывающийся список Key. Предназначен для выбора опорной ноты, ис-
пользуемой в тональности анализируемого аудио. Обычно установка этого
поля осуществляется автоматически в результате анализа аудиоисточника и
требуется, если для коррекции выбран режим Major или Minor. В резуль-
тате, когда программа автоматически сканирует волновую форму, она мо-
жет точно откорректировать высоту любой встретившейся фальшивой но-
ты.
■ Ползунок Attack. Предназначен для установки времени реакции эффекта на
обнаруженную неправильную ноту. Чем меньше время срабатывания (Fast),
тем быстрее включается коррекция. Медленная реакция (Slow) приводит к
оттягиванию времени начала коррекции. Медленная атака может оказаться
полезной при работе с фрагментами, в которых превалируют ноты большой
длительности или звуки с вибрато.
■ Ползунок Sensitivity (включает также поле ввода). Этот параметр устанав-
ливает порог чувствительности корректора (в центах, в диапазоне 10-200; в
полутоне 100 центов).
■ Дисплей Correction Meter. Предназначен для предварительного просмотра
результата коррекции. В частности, на нем можно увидеть, где бемольные
тона завышены, а диезные тона занижены, и т.п.
Для работы в ручном режиме предназначена вкладка Manual. В этом случае ни-
какого автоопределения частоты не происходит. Пользователем задаются исходные
значения параметров, а корректирующая работа выполняется в ручном режиме.
В окне этой вкладки имеются два дисплея.
Дисплей Pitch Reference. В его окне отображается график зависимости частоты,
или точных тоновых переходов, всех участков источника аудиосигнала от времени.
По оси Х откладывается время, а по оси У — обозначения нот различных ступеней.
Именно на этой оси отмечается изменение высоты тона выбранного участка аудио-
клипа.
На дисплей выводятся две кривые — Pitch Profile и Pitch Correction. С их помо-
щью можно увидеть, до какой величины следует корректировать любую точку вол-
новой формы. График Pitch Profile — красного цвета, он представляет исходный сиг-
нал и не редактируется. График Pitch Correction — зеленого цвета и появляется как
огибающая поверх исходного сигнала. Огибающая показывает, как исправляется ре-
дактируемый участок графика Pitch Profile.
283
Справа от дисплея Pitch Reference расположен ползунок вертикальной полосы
прокрутки. С его помощью можно прокручивать изображение на экране по частот-
ной шкале в пределах восьми октав. Если бегунок захватить мышью за верхнюю или
нижнюю часть (указатель превратится в двунаправленную стрелку с лупой), то мож-
но изменить установленный вертикальный масштаб изображения.
Дисплей Pitch Edit. В его окно голубым цветом выводится график волнового изо-
бражения обрабатываемого участка. В центре этого графика расположена синяя го-
ризонтальная линия, представляющая собой частотную огибающую. На графике по
оси Х также откладывается время, а по оси У — полутоновое смещение волновой
формы источника (в центах).
Полутон — это музыкальный интервал, эквивалентный 1/12 октавы.
В отличие от автоматического режима, коррекция в ручном режиме может про-
водиться выборочно, а не по всем неточно взятым нотам. В нужных местах частот-
ной огибающей, щелкая мышью, необходимо расставить узловые точки. Далее, пере-
таскивая узловые точки огибающей, ее можно поднять или опустить на нужную вы-
соту. Для упрощения точного определения требуемого места во время воспроиз-
ведения фрагмента мо графику редактируемого участка на дисплее Pitch Edit пере-
мещается линия курсора.
Под дисплеем расположено информационное поле, предназначенное для инди-
кации координат выбранного маркера. Масштаб изменения огибающей можно кор-
ректировать двумя кнопками, расположенными справа от дисплея. Диапазон изме-
нения — от +/-40 до +/- -400 центов (т.е. максимум до четырех полутонов в каждую
сторону).
На графике можно реализовать и обратную функцию — заставить звук
детонировать (плавать).
Между окнами дисплеев Pitch Reference и Pitch Edit расположена горизонтальная
полоса прокрутки. Если ее ползунок захватить мышью за правую или левую часть
(указатель превратится в двунаправленную стрелку с лупой), то можно изменить го-
ризонтальный масштаб изображения.
Сдвиг тона
Инструмент, функционально аналогичный рассмотренному выше эффекту Pitch
Bender, представлен VST-плагином Pitch Shifter. Диалоговое окно этого плагина,
показанное на рис. 6.41, открывается после выбора команды меню Effects Time and
Pitch Pitch Shifter. В отличие от эффекта Pitch Bender, в котором можно добиться
плавного и точного изменения параметров в соответствии с некоторым функцио-
нальным законом, инструмент Pitch Shifter может работать только со статически за-
данными параметрами.
разуемая волновая форма. Для поиска частоты тонального заполнения вол-
новой формы выберите команду меню Windows Frequency Analysis и оп-
ределите ее значение на панели Frequency Analysis (см. главу 3). Чтобы по-
лучить корректное значение параметра Splicing Frequency, разделите най-
денную величину на целое число.
■ Поле Overlapping. Предназначено для задания степени перекрытия звуко-
вых выборок (в пределах 0-50%). При растяжении или сжатии волновой
формы выборки звукового фрагмента перекрываются друг с другом. Сте-
пень перекрытия корректируется в таких пределах, чтобы добиться равно-
весия, при котором глубина каждого из побочных эффектов, который вы
применили или примените для волновой формы, будет минимальна.
■ Флажок Use appropriate defaults settings. Позволяет вернуть значения па-
раметров группы к принимаемым по умолчанию.
|