В этой главе...
v Предварительные сведения об Adobe Audition
v Принципы редактирования в программе Adobe Audition
v Особенности мультитрековой среды
v Рабочие пространства окна Adobe Audition
v Основные элементы окна редактора Edit
v Панели окна Adobe Audition .
v Панель Main редактора Edit
v Средства анализа частоты, фазы и амплитуды
v Знакомство с маркерами
Почему имеет смысл предпочесть программу Adobe Audition 3.0 всем остальным
известным аудиоредакторам, чем интересен этот пакет программ и каковы его воз-
можности — обо всем этом вы узнаете из данной главы.
Если параметры настройки в программе Adobe Audition уже установлены вами в
соответствии с рекомендациями, приведенными в главе № 2, пора познакомиться с
важнейшими элементами пользовательского интерфейса редактора Edit.
Предварительные сведения об Adobe Audition
Назначение программы Adobe Audition
Adobe Audition - это не отдельная программа, а целый пакет программ, предна-
значенных для профессиональной и любительской обработки аудиоматериалов.
Поскольку для любого конкретного вида выполняемых работ будет использо-
ваться не весь пакет, а отдельные входящие в него программы, иногда Adobe
96
Audition мы будем называть программой просто для экономии времени, хотя это и не
совсем корректно.
Пакет Adobe Audition обладает самыми широкими возможностями для записи
звука, аудиомикширования, редактирования, мультитрекового монтажа и мастеринга
аудиозаписей. Для этой цели в Adobe Audition существуют три программных модуля,
или режима работы, — Edit (Правка), Multitrack (Мультитрэк) и CD.
Мастеринг— термин, применяемый для обозначения процесса финали-
зации обработанных аудиофайлов, т.е. выполнения ряда специальных
действий с целью получения аудиопродукта профессионального каче-
ства. В результате мастеринга создается мастер-копия компакт-диска
для последующей записи и тиражирования.
Пакет Adobe Audition является инструментальным средством профессионально-
го уровня. Программы пакета поддерживают следующие основные возможности.
■ Редактирование отдельных аудиофайлов, создание циклов, импорт встроен-
ных и внешних аудиоэффектов, микширование до 128 звуковых треков.
■ В мультитрековом режиме из отдельных фрагментов может быть смонти-
ровано оркестровое произведение.
■ В режиме Multitrack с помощью встроенной панели Sequencer можно соз-
дать собственное музыкальное произведение. Для этого также можно ис-
пользовать виртуальные инструменты, представленные в формате VSTi.
■ С помощью микрофона можно записать голос, затем открыть аудиофайлы с
музыкальным сопровождением на жестком или оптическом диске, записать
требуемые дорожки и свести проект, после чего сохранить его в одном из
аудиоформатов.
■ Пакет поддерживает обработку аудиоряда видеофильмов формата . avi, экс-
порт и импорт аудиотреков.
■ Разнообразные инструментальные средства позволяют отреставрировать
звук, записанный со старых граммофонных и магнитофонных записей.
■ Для создания музыкальных композиций в мультитрековом режиме имеется
большой набор инструментальных средств работы с интерфейсом MIDI.
■ Существует возможность применения одновременно нескольких эффектов,
реализации функции анализа фазы и частоты, а также показа графиков.
■ Поддерживаются средства интеграции с программами Adobe Premiere и
After Effects.. Для хранения и открытия медиафайлов может использовать-
ся программа Adobe Bridge.
По сравнению с предыдущими версиями, в Adobe Audition 3.0 внесено несколько
важных улучшений. Некоторые из них рассмотрены ниже.
Введены новые эффекты (Reverb è Convolution Reverb, Delay and Echo
è Analog Delay, Special è Mastering, Amplitude and Compression è
Tube-modeled Compressor, Special è Guitar Suite) и функции (удаления
шума Restoration è Adaptive Noise Reduction и поэтапной коррекции
97
фазы Restoration è Automatic Phase Correction, которые будут полезны
при реставрировании старых записей).
■ Внедрена технология независимого изменения тональности и продолжи-
тельности аудио iZotope Radius.
■ Ускорена и оптимизирована работа основных программных движков, переклю-
чателей и прочих элементов управления. Введены регуляторы новых типов.
■ Появились новые средства автоматизации — для записи на оптический диск и
просмотра видеокадров в реальном времени.
■ Работа системы может быть ускорена за счет использования ПК с двухъя-
дерным процессором.
■ Новые инструменты позволяют выполнять дополнительные операции выде-
ления при спектральном редактировании файла.
Историческая справка
Продукты семейства Adobe Audition до 2003 года создавались усилиями специа-
листов компании Syntrillium Software Corporation под руководством Дэвида Джон-
стона (David Johnston). К моменту приобретения этой компании корпорацией Adobe
Systems была выпущена последняя из версий известной программы музыкального
редактирования Cool Edit Pro 2.1. В дальнейшем этот продукт был переименован в
Adobe Audition 1.0 и под этим именем, без каких-либо существенных изменений,
выпущен на рынок.
К концу весны 2004 года компания Adobe объявила о выпуске аудиоредактора
Audition 1.5, который был существенно переработан в следующей версии — в Adobe
Audition 2.0.
Для установки Adobe Audition 3.0 на ПК необходимы как минимум следующие
ресурсы.
Процессор — Intel Pentium 4 (от 1,4 ГГц) или AMD с поддержкой системы команд
SSE2.
■ Операционная система — Microsoft Windows ХР Professional или Home Edi-
tion SP2, либо Windows Vista Home Premium, Business, Ultimate или Enterprise
(сертифицированная поддержка относится только к 32-разрядным версиям).
■ ОЗУ-512 Мбайт.
■ Жесткий диск — 10 Гбайт свободного пространства.
■ Оптический диск DVD.
■ Монитор с разрешением экрана не менее 1280x900.
■ 32-разрядная графическая плата с 16 Мбайт видеопамяти.
■ Звуковая плата с поддержкой стандарта Microsoft DirectX или ASIO.
■ Для использования функций QuickTime необходима установленная про-
грамма QuickTime 7.0.
Принципы редактирования в
программе Adobe Audition
Методы редактирования
Adobe Audition работает с оцифрованным звуком. Поэтому входные аналоговые
звуковые сигналы должны быть предварительно преобразованы в цифровой вид или
сэмплированы с помощью АЦП. Полученная в результате сэмплирования волновая
форма, или сэмпл, хранится на жестком диске в файле, чаще всего — с расширением .
wav. При последующем мультитрековом монтаже такие WAV-файлы служат элемен-
тарными блоками, с помощью которых может быть построена любая звуковая ком-
позиция.
При редактировании музыкальных фрагментов используются в основном два под-
хода — деструктивное и недеструктивное редактирование.
При деструктивном методе преобразования (вырезание, вставка, обработка эф-
фектом и т.д.) применяются непосредственно к исходному WAV-файлу, так что из-
меняются сами первоначальные звуковые данные, в то время как недеструктивное ре-
дактирование подразумевает, что исходный файл на диске фактически не изменяется.
Вместо этого каждая операция редактирования сохраняется как команда, которую
нужно выполнить при воспроизведении волновой формы.
Отсроченное деструктивное редактирование
В Adobe Audition используется как деструктивное, так и недеструктивное редакти-
рование.
Деструктивное редактирование не будет применено непосредственно к исходной
волновой форме до тех пор, пока файл не будет окончательно сохранен на диске. Та-
кой метод называется отсроченным деструктивным редактированием. Для реализа-
ции этого метода программа создает копию открытого WAV-файла и помещает ее во
временный каталог. При редактировании используется именно эта копия. Исходный
файл остается неизменным до тех пор, пока не будет выполнена команда меню
File è Save и внесенные при редактировании изменения не будут записаны в исход-
ный файл.
Поскольку весь редактируемый в Adobe Audition материал хранится во временных
файлах-копиях, при сбое ПК и перезагрузке системы редактирование может быть
продолжено с того места, в котором оно было прервано. Такой подход позволяет за-
щитить рабочий материал от искажения, повреждения или потери.
Три режима работы программы Adobe Audition
В Adobe Audition существуют два принципиально различных режима работы —
редактирование отдельных волновых форм и совместное мультитрековое редактиро-
вание совокупности волновых форм. Для каждого из этих режимов предусмотрены
свой набор команд меню и собственное рабочее пространство (Workspace) в окне
программы — Edit (Правка) и Multitrack (Мультитрек). Существует также третий
режим работы программы — запись на оптический диск, который функционирует в
99
рабочем пространстве CD. Для реализации этих режимов в пакете Adobe Audition
фактически используются три различные программы, объединенные в единый функ-
циональный комплекс.
Операции простого редактирования (подобные вырезанию, вставке или обработке
эффектами), выполняемые в режиме Edit, являются деструктивными, и когда отре-
дактированный файл сохраняется, изменения вносятся непосредственно в исходную
волновую форму.
Операции редактора Multitrack (такие, как перенос, состыковка волновых форм,
изменение громкости, панорамирование, задание параметров эффектов реального
времени) являются не деструктивными.
При отсроченном деструктивном редактировании в Adobe Audition можно ис-
пользовать функцию многократной отмены операций Edit è Undo (Правка è Отмена).
Если необходимо вернуть результат выполненной, а затем отмененной операции,
можно воспользоваться командой меню Edit è Redo (Правка è Откат).
Стратегия работы с эффектами
При редактировании волновых форм широко используется наложение различных
эффектов. При работе с эффектом включается режим циклического воспроизведения
волновой формы, что позволяет подобрать оптимальные значения параметров эффекта
непосредственно в реальном времени. Затем волновая форма, к которой применяется
эффект, пересчитывается единственный раз с уже выбранными ранее значениями па-
раметров.
В Adobe Audition можно использовать как собственные, встроенные в программу
эффекты, так и эффекты, подключаемые к ней посредством API DirectX, а также
VST-плагины. Программа сама обнаруживает и распознает подключаемые эффекты, ус-
тановленные в системе, и оценивает свою совместимость с ними.
Набор эффектов разделен на три группы — эффекты реального времени, эффекты
обработки и эффекты мультитрека. Программа позволяет прослушивать результат от
наложения сразу нескольких эффектов одновременно.
Основной способ применения эффектов обработки — пересчет звуковых данных. В
диалоговых окнах эффектов группы обработки широко используются элементы пред-
варительного прослушивания. Для этого вводятся в действие элементы диалоговых
окон эффектов — флажок Bypass (Отключение эффекта, перенаправление в обход
его), а также кнопка Preview (Предварительное прослушивание). С их помощью мож-
но подобрать оптимальные параметры эффекта. Результаты изменения параметров эф-
фекта, выполненных с помощью регуляторов в окне эффекта, будут слышны немед-
ленно.
Особенности мультитрековой среды
Работа в мультитрековой режиме
Программа Adobe Audition является многотрековой средой. В мультитрековом
режиме в редакторе на различных треках можно разместить практически любое чис-
ло блоков. Благодаря этой возможности в блоки можно вносить редакторские правки
100
поочередно в обоих режимах, Edit и Multitrack. Клипы, включающие один или не-
сколько блоков, можно одновременно воспроизводить, а также объединять в один
микс для выполнения мастеринга и записи на диск.
В мультитрековом режиме наряду со звуковыми файлами в работе можно ис-
пользовать MIDI-файлы и видеофайлы формата AVI.
В мультитрековом режиме широко используется микширование (смешивание)
каналов. Процесс микширования включает в себя объединение всех аудиоклипов,
размещенных на треках, в один файл. В дальнейшем микс для стереоканалов можно
либо направить на запись, либо переслать по нескольким шинам вывода. Для этого
предусмотрены такие средства, как микшер и коммутаторы.
В режиме Multitrack можно редактировать, добавлять в треки и убирать с них
блоки, и программа постоянно будет отслеживать изменения, происходящие в ходе
многоканальной сессии (например, перемещения или удаления блока, изменения
громкости). Как только что-либо будет изменено, Adobe Audition немедленно обра-
ботает эти изменения, внеся необходимые коррективы в микс, поступающий на вы-
ход программы (например, в ЦАП звуковой карты). Все эти изменения выполняются
программой в фоновом режиме, т.е. программа обеспечивает фоновое микширование
треков. Adobe Audition 3.0 содержит микшер с низким значением задержки и позво-
ляет микшировать до 128 треков.
Микс (Mix) — это готовая композиция, получившаяся в результате
смешения звучания нескольких обычных сэмплов.
Эффекты реального времени можно применять не только к отдельным трекам, но и
к группам треков, объединенных в шины. С помощью микшера можно маршру-
тизировать один или несколько сэмплов между отдельными эффектами, подклю-
ченными к одной шине, а также распределять сэмплы между несколькими шинами
вывода.
С помощью шин вывода поток воспроизводимых клипов может быть направлен к
стереофоническому каналу системной платы, к устройству вывода (одиночной сте-
реофонической звуковой карте), к многоканальной звуковой плате или к множеству
устройств вывода (нескольким стереофоническим звуковым платам). Панель Mixer
рассматривается в главе № 4, а смешение сигналов — в главе № 8.
Adobe Audition формирует миксы для каждого набора применяемых устройств вы-
вода. Однако при использовании лишь одной звуковой платы можно создать только
один стереомикс. Если к компьютеру с помощью шип ввода подключена мно-
гоканальная аудиосистема, то для шин вывода должны быть созданы отдельные мик-
сы для каждого устройства вывода (для каждой из стереопар).
Организация сессии в редакторе Multitrack
В дополнение к аудиофайлам различных форматов, например к WAV-файлам,
Adobe Audition позволяет использовать в редакторе Multitrack сессионные (Session)
файлы, имеющие расширение .ses.
В то время как файлы .wav являются стандартными элементарными блоками для
построения звуковых фрагментов, сессионный файл не содержит никаких звуковых
101
данных. Размер файла . ses очень мал, поскольку он состоит только из управляющей
информации. Такой файл включает подробные указания для Adobe Audition относи-
тельно звукового фрагмента.
■ Имена используемых WAV-файлов и пути к ним
■ Имена треков
■ Моменты времени включения и выключения воспроизведения определен-
ного WAV-файла
■ Уровень громкости и ширина стереопанорамы, устанавливаемые перед на-
чалом воспроизведения каждого файла, а также законы изменения этих па-
раметров в процессе воспроизведения
■ Подключенные эффекты реального времени и законы изменения их пара-
метров
Между файлами .wav и .ses существует очень тесная взаимосвязь. SES-файл име-
ет смысл только тогда, когда и он, и участвующие в сессии WAV-файлы находятся в
определенных каталогах. Нельзя просто скопировать на внешний диск SES-файл или
произвольным образом переименовать либо переписать в другой каталог какой-нибудь
из WAV-файлов, задействованных в сессии. Если совершить любое из пе-
речисленных действий, то взаимосвязь между файлами, включенными в сессию, бу-
дет утеряна. Открыть такой SES-файл и воспроизвести композицию будет уже не-
возможно.
Во избежание повреждения сессионных файлов в Adobe Audition существуют
специальные операции сохранения сессии на диске.
Особенности использования редактора Multitrack
Представим краткий перечень задач, которые могут быть решены в Multitrack в
режиме Adobe Audition.
■ Создается новая сессия. Для этого в редакторе Multitrack либо открывается
существующая сессия (команда меню File è Open Session), либо организу-
ется новая сессия (команда меню File è New Session).
■ На определенные треки от соответствующей временной отметки производит-
ся запись или вставляются уже готовые клипы. Эти действия, подробно об-
суждаемые в главе № 3, выполняются в режиме Edit.
■ Вновь записанные волновые формы обрабатываются. Для этого в режиме Edit
следует отредактировать каждую волновую форму. Для перехода в этот ре-
жим из редактора Multitrack достаточно щелкнуть на соответствующем клипе.
■ Возвращаемся в режим Multitrack. При необходимости клипы разрезаются, пе-
ремещаются на другие треки, удаляются или объединяются в блоки.
■ В результате получается несколько блоков, расположенных на различных
треках. Выполняется монтаж — регулируются громкость и панорама треков, к
ним применяются эффекты реального времени, рисуются огибающие авто-
матизации, с помощью которых устанавливаются необходимые параметры
управления во времени.
■ Для создания композиции выбирается одна из команд меню File è Exports
Audio Mix Down или Edit è Mix Down to New File.
102
■ Композиция сохраняется на носителе в виде одного моно- или стереофайла.
Работа с многоканальным звуком
Adobe Audition 3.0 позволяет работать с многоканальным звуком (Surround
Sound) формата 5.1. В программу встроен кодировщик, позволяющий сохранять сес-
сию в шестиканальном WAV-файле или файле формата WMA. Можно также сохра-
нять сессию в виде шести монофайлов.
Для организации работы с многоканальным звуком потребуются следующие ап-
паратные и программные компоненты.
■ Многоканальная звуковая плата (не менее шести аналоговых моновыходов) с
драйверами DirectSound
■ Драйверы DirectX 8.0 или последующих версий для предварительного про-
слушивания
Если можно обойтись без предварительного прослушивания, то многоканальная
плата не потребуется. Подготовленный файл можно будет вывести на внешний де-
кодер через цифровой выход, который должен поддерживать передачу данных в формате
DTS или Dolby Digital.
Для импорта многоканальных WMA-файлов минимальным условием является ра-
бота в среде Windows ХР с установленным проигрывателем Media Player 9.
Источником звука для многоканальной кодировки могут служить данные обычной
сессии. Для каждого трека в режиме Multitrack обычным образом могут быть ус-
тановлены уровни громкости, набор эффектов и панорама. Для запуска кодировщика
выберите команду меню ViewOSurround Decoder. Откроется диалоговое окно Sur-
round Encoder (рис. 3.1).
Для обработки выбранного трека применяется статический или динамический способ.
Если нужно просто поместить звук в определенную точку пространства, то достаточно
установить ее в панорамном круге (панель Surround Panner). Сабвуфер на окружности
этой панели не изображен — его значок, LFE, располагается внизу слева. Громкость саб-
вуфера можно установить с помощью ползунка Sub Channel Level.
Для динамического панорамирования дорожки установите флажок Pan Envelopes. На
волновом изображении появятся две огибающие автоматизации— Left/Right и
Front/Surround. Комбинируя их положение в треках, можно сформировать изменение
панорамы влево - вправо и вперед - назад.
Если звуковая плата поддерживает воспроизведение звука в формате Surround, то
можно не только прослушать результат проделанной работы, но и увидеть визуальное
представление того, как воображаемый источник звука будет двигаться в панорамном
круге.
При сохранении проекта в файле с шестйканальной кодировкой следует учитывать,
что каналы в нем кодируются в той же последовательности, которая принята в коде-
рах Dolby Digital. По этой причине, если впоследствии планируется использовать де-
кодер иного формата, производитель программы рекомендует сохранять проект в
шести отдельных файлах.
|